29.09.2008 | Служба новостей Росфирм

Тюменская область: бытовики хотят стать отраслью

Оказание бытовых услуг населению - именно этой теме было посвящено второе заседание рабочей группы по малому и среднему бизнесу при Совете по развитию малого и среднего предпринимательства при губернаторе Тюменской области. Чтобы как можно шире охватить эту сферу деятельности, предпринимателей разбили на две группы: парикмахерские вместе со швейными ателье посадили за один круглый стол, а предприятия по ремонту техники вместе с ювелирными мастерскими и фотографией - за другой. Но, как выяснилось в итоге, проблемы у этих двух групп оказались почти одни и те же: высокая ставка по налогам и аренде, несогласованные проверки контролирующих органов, кадровый голод.
При этом первая группа посчитала, что выход из тупиковой ситуации, которая мешает бизнесу развиваться, все же есть: необходимо признать бытовое обслуживание как отрасль. Сейчас же бытовики отнесены к отрасли легкой промышленности и сфере производства.
Как утверждает представитель Объединения предприятий и индивидуальных предпринимателей сферы бытовых услуг Тюменской области Нина Клочкова, отсюда и все проблемы. "К нам как к производственникам применяют повышенные требования. При отчетности у контролирующих органов сразу возникает вопрос, почему мы сшили за месяц всего одно пальто, хотя считаемся производством. На самом же деле у нас не швейная фабрика, а ателье по пошиву одежды, и основная наша работа - это ремонт старых вещей, так как клиенты наши чаще всего люди среднего достатка, которые не могут позволить себе каждый сезон шить или покупать пальто", - сказала она.
"Другая проблема - заработная плата: в среднем по отрасли легкой промышленности она составляет, к примеру, 19 тыс. руб., у нас же средняя зарплата - 9 тыс. руб., отсюда опять претензии налоговых органов. У парикмахерских ситуация не легче: когда они продают средства по уходу за волосами, считается, что параллельно с оказанием бытовых услуг они занимаются торговлей. Поэтому требуется установка второго кассового аппарата и другие сложности в работе", - рассказала Клочкова.
Бытовики также высказали мнение, что признание их отраслью - это имиджевый шаг, который позволит поднять престиж и самой сферы бытового обслуживания и профессии, с ней связанной. Ведь дефицит квалифицированных кадров стоит на втором месте среди проблем в этой сфере.
Во-первых, по словам представителей бизнеса, с закрытием средне-специальных техникумов и колледжей и открытием института сервиса на базе ТюмГНГУ, подготовка специалистов парикмахерского и швейного мастерства в разы ухудшилась, а мастеров по ремонту техники вообще не осталось. Кроме того, бизнесмены уверены, что с учетом быстро меняющихся технологий обучение специалистов должно идти постоянно. А в коммерческих институтах красоты подготовка специалистов далеко не всегда соответствует требованиям. Поэтому бытовики предложили создать учебное заведение подобное омскому техникуму, где бы обучение шло не меньше 4-5 лет.
Что касается специалистов по ремонту техники, то здесь другая проблема. Квалифицированные мастера уходят от предпринимателей на вольные хлеба. Мало того, что предприятия теряют хорошие кадры, так еще "надомники" сбивают цены на рынке. Дело в том, что, работая на себя, мастера по ремонту могут заработать намного больше, чем на предприятии. Работодатель же при всем желании не может платить наемному работнику большие деньги, поскольку большая часть выручки уходит на налоги, аренду помещения и прочие расходы.
Обозначив все острые моменты этой проблемы, оргкомитет рабочей группы предложил два выхода из сложившейся ситуации. Во-первых, решить вопрос квалифицированной подготовки кадров должны сами предприниматели. Как сказал начальник Управления по товарному рынку и услугам администрации Тюмени Анатолий Канов, необходимо идти с инициативами в учебные заведения и предлагать двустороннее сотрудничество: помогать преподавателям готовить хороших специалистов, в частности давать студенту практические навыки работы взамен на то, что выпускник обязан будет 3-5 лет отработать на предприятии.
Что же касается "надомников", то здесь вопрос надо решать кардинально. К примеру, не пускать их на рынок, перекрывая кислород, не давая публиковать объявления об оказании услуг в СМИ. Правда, каким образом будут осуществляться эти мероприятия, пока остается неясным.
Последний вопрос, который обсудили члены рабочей группы, поступил от оргкомитета. Сопредседатель некоммерческого партнерства "Меркурий клуб" Ольга Езикеева поинтересовалась у предпринимателей, нужен ли им отраслевой союз, и готовы ли они в нем активно работать. На что представители бизнеса ответили, что союз им такой нужен и работать они в нем будут, но только при активной поддержке государства. Поскольку у самих членов этого союза не будет полномочий и возможностей для решения глобальных проблем по развитию малого бизнеса.

/ИА "Вслух.ру"/