08.08.2008 | Служба новостей Росфирм

Спрос на PR-специалистов

Профессия менеджера по связям с общественностью довольно молода. Происхождение у нее иностранное, но название профессии - пиарщик - построено по правилам русской грамматики и звучит настолько естественно, что этих специалистов стали путать с рекламщиками.

А что, собственно, это такое - связи с общественностью? Для кого-то пиар - это технология введения человека в заблуждение относительно истинного положения вещей. Помните анекдот, когда плывет шикарный корабль по Атлантике и капитан говорит пассажирам: «У меня две новости - хорошая и плохая. Начну с хорошей, мы взяли 11 "Оскаров"». Вот это анекдот про пиарщиков.

Центр Корпоративных Технологий «Альянс-Тюмень» работает на рынке труда с 1999 года и оказывает полный спектр услуг кадрового обслуживания на тюменском и региональном уровне.

Центр имеет государственную лицензию на оказание услуг в области содействия занятости населения (серия 72-ТР, регистрационный номер 000509).
На базе кадрового агентства сформировано структурное подразделение - Агентство Рекламы и PR.

В настоящее время ЦКТ «Альянс-Тюмень» является многопрофильным агентством и оказывает широкий спектр услуг по следующим направлениям:

Подбор персонала. Кадровое агентство проводит эксклюзивный подбор квалифицированного персонала: современные технологии поиска, подбора, оценки и тестирования персонала, ежедневно пополняемая обширная база кандидатов, отраслевая специализация консультантов.

Реклама и PR. Разработка и реализация комплексных рекламных и PR-кампаний, BTL-акций; организация специальных мероприятий «под ключ»; организация работы стенда на выставках; проведение промо-акций (собственная база промоутеров свыше 200 человек); организация шоу-программ, праздников, розыгрышей призов; креативные разработки названий, слоганов, PR-текстов и многое другое.

Бизнес-тренинги. Модульные авторские тренинги по продажам, переговорам и управлению, которые позволяют обучить штат сотрудников, стимулировать эффективность работы и ориентировать персонал на лояльность к компании.

Специалист по PR должен общаться со СМИ, потребителями, представителями разных групп населения и разъяснять политику компании. Он доводит до сведения общественности ту и только ту информацию, которая позволяет сформировать благоприятный имидж предприятия (фирмы, партии, ассоциации, товара) в глазах широких масс. И, естественно, он должен периодически получать обратную связь - как народ воспринимает эту самую информацию.

Пиарщиков из-за обязанности проводить анализ путают с маркетологами, периодически пытаются создать профессионального монстра под названием «специалист по маркетингу и рекламе». Существует пять организационных концепций взаимодействия между PR и маркетингом в организации - эта классификация была сделана основоположниками маркетинга Ф. Котлером и У. Миндаком еще в 1978 году. Кому интересно - почитайте, но попытка поиметь «два в одном» чаще всего обречена на провал. Так что лучше не путать маркетинг и паблик рилейшенз.

Редко какая другая вакансия вызывает столь массовый приток резюме, как вакансия PR-менеджера. По базовому образованию среди претендентов - журналисты и инженеры, математики и лесотехники, финансисты и экономисты, политологи и учителя начальных классов и, конечно же, выпускники вузов со специализацией «PR и реклама».

Профессиональные качества и общий уровень культуры PR-специализированных выпускников во многом производны, зависят уровня вуза. В Тюмени неплохо проявили себе выпускники Нефтегазового университета, но и они применяют PR там, где им приходится работать. Чаще всего - в рекламных агентствах. Кого еще путают с пиарщиками?

Копирайтер. Это не те, кто работает за ксероксом - копирует документы, а те, кто пишет тексты. Это ломовые лошади, обязанные постоянно выдавать блестящие идеи. И только ореол якобы глянцево-тусовочной жизни и неплохие зарплаты подогревают стремление молодых графоманов стать копирайтерами.

Бренд-менеджер (продакт-менеджер).Фокусник, превращающий слова в деньги. Бренд-менеджер разрабатывает торговую марку, стратегию ее продвижения, определяет и контролирует рекламный бюджет, организует работу подразделений, участвующих в развитии марки. По неизвестным причинам бренд-менеджер в России не всегда выполняет все свои функции. Обычное дело, когда ему торжественно поручают проведение каких-нибудь промоакций.

Менеджер по работе с клиентами (экаунт-, аккаунт-менеджер, account manager). Профессиональный ухажер. Экаунт обхаживает клиентов, убеждает воспользоваться услугами компании, заключает договоры с теми, кого удалось уговорить. Главная обязанность - ведение клиента (встречи с ним, переговоры по телефону, переписка, предоставление нужных документов, отчетов). Считается, что лучшие экаунты по работе с клиентами - молодые женщины: они умеют не только привлекать внимание клиентов, но и обладают большей выдержкой и гибкостью, чем мужчины.


Связи с общественностью - работа не для всех

Человек может иметь диплом лучшего российского вуза, заветные МВА британских и французских университетов, десяток профессиональных сертификатов, и при этом быть совершенно непригодным на роль профессионального PR-лидера, если он не креативен, не симпатичен, эмоционально не заразителен.

Психотип дается от природы, и для пиарщика он важен не меньше, чем для актера или политика. И для российского рынка, как для всех прочих, составляющие профессиональной харизмы пиарщика - это коммуникабельность, располагающая внешность и природное обаяние, усиленное воспитанием. Плюс сильные лидерские и организаторские способности, позволяющие держать в голове десятки параллельных задач и обеспечивать их решение любой ценой. В идеале это еще и сангвиник - человек с сильной нервной системой и здоровыми реакциями на стресс. Все вместе сейчас это принято называть «хорошая энергетика».

Итак, факторы, обусловливающие достижение успеха в паблик рилейшенз:

  • Качества: предсказуемость, энергичность и энтузиазм, широта интересов и любознательность, умение слышать собеседника, умение «держать удар», личное обаяние;
  • Способности: умение быстро принимать решения и своевременно решать проблемы, работать с людьми, завоевывать их доверие, принимать на себя ответственность; деловая и финансовая хватка.
  • Знания: глубокое знание различных средств массовой информации, понимание процесса руководства. Навыки: грамотная письменная речь, искусство устного убеждения.

В целом прогнозы для тех, кто умеет работать, благоприятны. Рынок перенасыщен дилетантами, а спрос на хороших PR-специалистов превышает предложение. К счастью для всех, они тоже есть, и совсем не уступают по качеству лучшим «западным образцам», что дает основание для социального оптимизма.

Если вы решили попробовать свои силы в области паблик рилейшенз, на что можете рассчитывать:

  • в случае подбора молодых специалистов на роли «подмастерьев» и исполнителей, в первую очередь важны профильное образование плюс компетентность, адекватная возрасту (пусть это будет начальный опыт в рамках студенческих практик в PR-агентствах или хотя бы курьера в крупных рекламных или медийных структурах, но вы видели «кухню изнутри», не надо объяснять все с самого начала). Эта работа оплачивается в процентах от выполненного заказа - получается примерно 3-5 тысяч рублей;
  • с опытом работы от года - 10-12 тысяч рублей в месяц;
  • с опытом работы два-три года можно ожидать оплату до 20 тысяч рублей.

Начальник отдела PR в крупных фирмах может зарабатывать до 40 тысяч рублей. Занимающиеся частным PR может зарабатывать от 40 тысяч рублей, но это не стабильно. Политический PR оплачивается совсем по другим расценкам. В общем, разброс очень велик, так как профессия не имеет четких функциональных рамок.

www.72.ru