04.09.2008 | Служба новостей Росфирм

Как донести нефтедоллары до народа?

Миф о том, что северяне, а в особенности, жители нефтегазодобывающих регионов живут гораздо лучше остальных россиян, еще с советских времен твердо укрепился в головах граждан. Широко растиражированные примеры арабских шейхов, купающихся в роскоши, российских олигархов, покупающих европейские дворцы и яхты, и рядовых нефтяников, транжирящих честно заработанные деньги в популярных местах отдыха, только укрепляли и укрепляют этот миф. Однако это лишь одна сторона медали так сказать аверс. На реверсе же, если внимательно приглядеться все не так уж и блестяще.

По данным издания «Экономика и жизнь», в Ханты-Мансийском автономном округе в прошлом году на 1,5 млн жителей добыто нефти, газа и прочих полезных ископаемых на 1,5 трлн руб. То есть по 1 млн на каждого. Однако не стоит забывать, что не все жители округа работают в добывающих отраслях. Окружной бюджет составляет лишь десятую часть от доходов добывающих отраслей. А бюджет - это, в частности, та социальная инфраструктура, которой так не хватает сегодня быстрорастущему населению округа. Югра - один из немногих регионов России, где в последнее время отмечается естественный прирост населения. В 2007 году, к примеру, он составил более 11 тыс человек.

Наиболее активно северные регионы осваивались в советский период. Население Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов за это время выросло в 4-6 раз. Тогда в отношении северных территорий проводилась особая социально-экономическая политика, учитывающая специфику этого региона - высокая оплата труда, хорошее снабжение, гарантированные льготы... У людей было желание осваивать новые территории и при этом получать хорошие деньги. На базе открытых запасов природных ресурсов были созданы крупнейшие территориально-производственные комплексы по их добыче и переработке. И люди, приехавшие «за туманом и за длинным рублем», не стали покидать обжитые места.

Но пришли другие времена, и родилась идея перевести Север на вахтовый метод. А раз это территория временщиков, то не надо думать о социально-экономическом развитии территорий, развитии сельского хозяйства... По словам председателя комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов, представителя Геннадия Олейника, в результате, власти перестали обращать внимания на вопросы социально-экономического развития Севера. «Снизилась государственная поддержка северных регионов, начали закрываться северные программы, такие как «Строительство на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», «Дети Севера», недостаточно стало выделяться средств на государственную поддержку отдельных отраслей экономики (угольная, рыболовство, оленеводство), сократились собственные доходные источники региональных бюджетов, стали урезаться северные льготы и гарантии проживающих и работающих на Севере граждан, сократилось финансирование ряда других направлений государственной поддержки северных территорий, ответственность за их жизнеобеспечение фактически полностью переложена на бюджеты субъектов Российской Федерации», - рассказал Геннадий Олейник в интервью журналу «Родина».

В результате такой политики, по словам Олейника, социально-экономическое положение Севера резко ухудшилось. Во все годы рыночных реформ число убыточных предприятий в северных регионах значительно превышало среднероссийские показатели. «При более эффективном, чем в целом по России, функционировании северной экономики, она находится в более сложном финансовом положении, что в значительной степени уменьшает возможности для роста и развития и снижает конкурентоспособность производимой продукции. Вызвано это, прежде всего, тем, что в экономической политике государства специфические северные условия производства фактически не учитываются», - говорит он.

При этом необходимо отметить, что определенные подвижки в изменении ситуации к лучшему уже есть. По словам Олейника, в 2007 году был рассмотрен 141 проект федеральных законов, 28 их которых приняты Государственной Думой. «Приоритетными для нас остаются законы, направленные на защиту интересов северян: об улучшении их пенсионного обеспечения, о защите прав коренных и малочисленных народов, об увеличении бюджетных ассигнований на решение проблем Северных территорий. А за названиями законов стоят конкретные дела и цифры. Так, например, граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера, в 2008-2010 году, получат жилищные субсидии в 6-7 раз выше, чем те, кто выехал в 2007-м, в пять раз вырастет оплата проезда пенсионеров-северян, оправляющихся на отдых. Но процесс этот сложный и длительный. Мы довольно много растеряли за те полтора десятилетия, в течение которых государство уделяло Северу недостаточно внимания. Разрушались предприятия, росли цены и одновременно ликвидировались социально-экономические льготы. Если бы полвека назад государственные деятели рассуждали так же, то сегодня не было бы на карте Норильска, Надыма, Уренгоя, Сургута и многих других городов», - говорит он.

С ним согласны и в правительстве Югры. «В последнее время в округе много делается для развития социальной инфраструктуры. Строятся новые спорткомплексы, школы и детские сады, уделяется большое внимание образованию и здравоохранению. И сейчас уже многие жители соседних регионов едут к нам, к примеру, за высокотехнологичной медицинской помощью или за качественным образованием. Но этого, к сожалению, пока единичные примеры. В целом же, развитие социальной инфраструктуры сегодня сильно отстает от опережающих темпов роста экономики. И здесь необходима консолидация усилий на всех уровнях - от муниципального до федерального», - пояснили корр. ИТАР-ТАСС в департаменте информационной политики автономного округа.

Вот и получается, что в приятном шуршании нефтедолларов, государство не всегда может расслышать голос тех, кто непосредственно обеспечивает его экономическую безопасность. Или не хочет.

http://www.tass-ural.ru/